avatar

Scratch на уроках и во внеурочной деятельности

В повседневной жизни человек решает огромное количество задач различной сложности, и таким образом реализует определенную последовательность действий, алгоритм. Зачастую, все эти действия выполняются автоматически, мы даже не задумываемся о том, как выполняем их. Необходимо обратить внимание детей на то, что для достижения результата, важно научиться составлять алгоритмы. С этой задачей поможет справиться интересная и довольна простая программная среда Scratch. Она познакомит детей с основами программирования и поможет с реализацией их собственных идей и проектов.

В настоящее время в образовании наблюдается тенденция использования Scratch в обучении информатики и других школьных предметов. С помощью этой программной среды возможно совершенно с другой стороны посмотреть на процесс обучения, сделать его более увлекательным и интересным. Обучающие видеоролики, познавательные игры, анимированные презентации на уроках математики, физики, химии, биологии и других предметах помогут учителям провести яркое и запоминающееся занятие. Использование Scratch технологий поможет школьникам успешно усваивать учебный материал и применить знания не только в теории, но и на практике, что само по себе гарантирует высокий результат.

Примером может послужить игра Maths Test, разработанная в Scratch для применения как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности. Цель данной игры состоит в том, чтобы проверить навыки устного счета. Первым делом нужно нажать на зеленый флажок и выбрать наибольшее и наименьшее из чисел, предлагаемых на экране, а дальше задача ученика выполнять арифметические действия и записывать результат. Данную игру можно найти по ссылке:
https://scratch.mit.edu/projects/107844634/

Другой пример — Geography Game игра, которую можно использовать на уроках географии. Основная задача это: определить по карте, где находятся разные страны мира. Эту игру вы можете протестировать перейдя по ссылке:
https://scratch.mit.edu/projects/13850205/

Так же можно изучать  возможности Scratch и во внеурочной деятельности, например, организовать кружок по робототехнике. Начальной ступенью такого кружка может быть — «Лего-конструирование». Основная цель курса: сформировать навыки инженерного мышления, конструкторские навыки, развить алгоритмическое мышление и интерес к экспериментированию. Дети самостоятельно научатся создавать виртуальные города, сказочные миры и  собственные анимированные интерактивные истории. В дальнейшем на занятиях можно использовать Lego WeDo, оживляя лего-миры. Заключительной ступенью станет создание реальных роботов Lego Mindstorms и  участие в настоящих соревнованиях!

Приложение Scratch разрабатывалось как среда для обучения программированию в школе, но сейчас,  одновременно с совершенствованием навыков программирования, учащиеся могут раскрыть свой творческий потенциал. Так, в  Scratch можно легко создавать игры, фильмы, различные анимированные открытки и презентации,  а так же придумывать объекты, определять внешний вид (как они выглядят в разных условиях), устанавливать способы взаимодействия между объектами и перемещать их по экрану. С помощью такой программы можно сочинять истории, рисовать и оживлять на экране придуманных персонажей, научиться работать с графикой и звуком. Несомненно, важным является и то, что ребенок получает возможность делиться результатами своего творчества с друзьями и другими пользователями.

Таким образом, реализация и выполнение этих задач будет формировать у школьников алгоритмическое мышление, взгляд на мир, поможет раскрыть роль информатики в современном мире и поможет подготовить учеников к жизни в информационном обществе. Все перечисленные особенности Scratch влияют на развитие таких личностных качеств учеников, как: коммуникативные умения, ответственность и адаптивность, любознательность, творческие способности, системное и критическое мышление, умение работать с большими объемами информации, межличностное взаимодействие и сотрудничество, умение составлять и решать определенные задачи, направленность на саморазвитие и формирование ответственности.