avatar

Роль контроля и оценки в обучении

Неотъемлемой частью каждого урока является его завершение. Этим мы ставим точку за занятие и выставляем оценки активным ученикам и не очень. Так же во время самого учебного процесса мы контролируем их уровень знаний посредством различных вопросов, тестов и так далее. Но какова же их роль в данном учебном процессе?

Прежде всего, начнём с определений контроля и оценки. Контрольэто выявление, оценивание, измерение знаний и умений обучающихся.[1] Т.е. под контролем понимается не только контроль за дисциплиной класса, в общем, и поведением каждого ученика по отдельности, но и оценка достижения поставленных результатов учениками. Оценка же в свою очередь это средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность.[2]  Приведём небольшой пример. У нас есть два ученика, один из них — отличник, который никогда не получал оценок ниже «четвёрки», а второй — заядлый двоечник — почти не учится и «четвёрку» может получить только случайно или у кого-то списав, а о «пятёрках», вообще, речь и не идёт. Предположим, что им обоим поставили по «двойке». Отличник, получив «двойку», может сильно расстроиться, но всё же он, скорее всего, возьмёт себя в руки и изо всех сил постарается исправить это недоразумение, в то время как двоечник, посмотрев на эту несчастную «двойку», скажет: «Ну опять двойка» и попросту забудет про неё. У него нет стимула исправлять «двойку», и, следовательно, желания продолжать учиться дальше. Как же поднять мотивацию у двоечника? Конечно же посредством той же самой оценки, но немного при других условиях. Вы вызываете двоечника к доске и даёте ему решать задачу. Помогаете, направляете его и потом ставите ему положительную оценку. Ребёнок не только начинает понимать материал, но также чувствует себя увереннее и в таком случае у него, вероятно, может выработаться желание учиться. Он показал себя хорошо возле доски, значит внутренне он, скорее всего, будет доволен собой, а учитель поймет, что ребёнок на самом деле способный. Ведь далеко не всегда двоечник, это просто хулиган или лентяй. Двоечниками могут быть так же очень стеснительные, робкие дети, которые боятся что-то переспрашивать у учителя. В связи с этим вопросы и непонимание накапливается, что и приводит к двойкам.

Поговорим немного и о контроле. Вы учитель и вам надо проверить усвоили ли дети новый материал. Существует множество методов и средств для осуществления контроля. Если надо быстро провести проверку, можно, например, дать тест-пятиминутку, если нужно проверить достижение результатов, получению которых способствует большое количество материала, то можно дать контрольную на весь урок. Тут выбор идёт только лишь за учителем. Важно помнить, что контроль — это средство для определения уровня достигнутых результатов учащимися на данный момент, а уже после процесса контроля идёт выставление оценки — мотивирующего и оценивающего средства.

Что мы хотели осветить в этой статье? Мы хотели показать вам, на сколько важны контроль и оценка в рамках педагогического процесса (урока), то есть как можно с помощью оценки мотивировать учащихся, разжигать в них интерес к учёбе и какова роль контроля в процессе обучения. Спасибо за внимание.

Список используемой литературы:

  1. Подласый И.П. Педагогика. Том 1

Статью написал(а,и) Жильцов Никита Маркова Анна